ru en

Приключения шведов в России (часть1)

Жили были два товарища. Один в Молдове, другой в Швеции. И было у них общее увлечение – Спидвей. Один был простым болельщиком, второй был – легендой этого спорта.  Много лет тому назад посчастливилось первому товарищу встретиться со вторым. И завязалась меж ними дружба. Ездили друг к другу в гости, встречались вместе на соревнованиях. Так  продолжается и по сей день. Первый друг – ваш покорный слуга – Игорь Калашник, второй – пятикратный чемпион мира Ове Фундин. В начале 2000х мы встретились с Ове и его супругой Иоаной в Кишиневе, куда я пригласил наших прославленных гонщиков Игоря Плеханова, Бориса Самородова, Виктора Трофимова с сыном Володей.

В 2002 состоялась первая встреча ветеранов спидвея. Спустя несколько лет, в том же Кишиневе и уже в городе Ровно, состоялась вторая встреча ветеранов спидвея, в немного в усеченном составе. С нами не было уже Игоря Плеханова. Он был уже сильно болен и не мог преодолевать длинные расстояния.  В Ровно к нам присоединились Ян Муха и Ержи Щакель из Польши, Валерий Гордеев из России и Григорий Хлыновский из Ровно. После нашей общей встречи ветеранов спидвея в Ровно , я со своим шведским другом решили в следующий раз ехать в Россию.  Поездка постоянно откладывалась. То Ове Фундин был в разъездах (в 75 лет он преодолел на мотоцикле тысячи километров из Южной Кореи до Швеции, спустя 5 лет он поехал на мотоцикле с юга Америки  до Аляски и обратно, а это почти 22 тыс км), то я не мог по личным причинам.

И вот спустя 12 лет, после того как не стало с нами Игоря Плеханова, Виктора Трофимова и Бориса Самородова, мы решились  на поездку в Россию. Планировалось  встретиться с родственниками наших великих легенд и почтить память возложением цветов на могилах. Это меньшее, что мы могли уже сделать.

Часть 1. Планирование.

Август 2016 года. Я с супругой Наталией и младшим сыном Анатолием гостим у Ове и Иоаны во Франции. Прекрасная погода, теплое море, французское вино и длинные вечера под гитару моего сына. « Ове, мы едем в Россию или нет, в конце концов?»: спрашиваю я в один из вечеров. «Тоже самое я хочу спросить у тебя!»: отвечает он.  «Тогда едем в 2017, куда же дальше откладывать!»: парировал я в ответ.  «Планируй маршрут!»:  сказал Ове.  Вот так все и началось.  Для нашего круиза были определены два удобных для нас обоих месяца: май или август.  Увидев календарь гонок в России, я остановился на августе. В течение одной  недели мы могли посетить  3 города, 3 спидвейных центра России, 3 отличных гонки. Но все по порядку.  Ближе к весне начались плотные приготовления. Связавшись с моим другом Андреем Савиным, и по совместительству шефом трековой комиссии России, получив его благословление и ….контактные данные с клубами, куда мы рвались, мы уже четко представляли наш маршрут и ежедневное расписание. Связавшись с администрацией клуба Мега Лада, а Тольятти значился первым спидвейным городом в нашем турне, были получены приглашения для открытия российских виз  для моих  шведских друзей. Друзей… Ко мне с Ове  присоединился его сын Никлас Фундин. Младшенькому – 52 годика. У Ове Фундина 8 детей: 4 дочери и 4 сына. Младший серьезно увлекается историей. Мировые войны, великие сражения, памятники и военная техника – все это интересует Никласа.  В  особенности в России, которую, кстати, многие шведы считаю прородительницей  Викингов!  Вот так в наш спидвейный тур вклинились города воинской славы:  Курск, Волгоград, Полтава.  В июле 2017, во время нашей с Ове встречи на Кубке мира по спидвею в Лешно,  мы четко представляли наш маршрут и уже была назначена дата выезда – 16 августа. В наш график посещения городов Украины и России вошли: Киев, Курск, Пенза, Тольятти (Гран При Челлендж), Уфа, Октябрьский (празднование 55 летия спидвея в этом городе и посещение гонки - Кубок России среди пар), Балаково (гонка Российской лиги Турбина против Востока), Волгоград, Белгород, Полтава, Кировоград.

Часть 2. Начало.

За два дня до запланированного отъезда из Швеции, Ове и Никлас получают таки паспорта с российскими визами! Две недели ожидания…Немного нервных дней, так как поездка могла сорваться – визы таки есть и наш круиз начинается. 12 августа мои шведские друзья направились в сторону Польши. Ночной паром. И уже утром 13 августа, Никлас оседлав свой Ауди, вместе с Ове направились к границе Польши с Украиной. Проехав всю Польшу с севера на юго-восток, мои друзья ночевали в приграничном польском городке Пшемышль. И уже утром,  14 августа, они встали в многокилометровую очередь на погранпереходе Медыка. Шведские туристы  должны были преодолеть 800 км и добраться к вечеру в Кишинев.  В полдень я получаю звонок от Ове.  Тревога и обида слышались в его голосе. Оказывается,  они не могут въехать в Украину, у Никласа нет оригинала техпаспорта на авто. Тут я должен уточнить этот момент для наших сограждан. В Европейском союзе ты можешь управлять транспортным средством по простой ксерокопии документов. Полицейские за это не наказывают, а наоборот, даже приветствуют, так как документы могут быть потеряны или украдены. Да и в случае аварии или другого происшествия установить личность владельца авто не составляет проблем у полицейских в Евросоюзе. Я был немного обескуражен звонком Ове, так как надеялся увидеть шведских товарищей уже вечерком за стаканчиком молдавского вина, и тут такой облом. Я понимаю, что с такими «документами» Никласу ничего не светит и на границе с Молдовой. Выход один: встретить туристов на границе Румынии и Молдовы. Так мы и поступили на следующий день. Вечером, оставив Ауди Никласа на парковке на румынской стороне, мы таки доехали до Кишинева. И конечно за ужином  выпили по стаканчику молдавского вина….

Настал день выезда. 16 августа. Позавтракав, мы распрощались со всеми моими: семьей, собакой и кошками. Отчалили поздновато, около 9 утра. Ехали до украинской границы 3,5 часа. Могилев-Подольский встретил нас теплой, я бы даже сказал, жаркой погодой. «Потеряв» 10 минут на молдавской таможне, мы стойко отстояли 1 час на украинской стороне. Получив долгожданные штампы в паспорта, мы рванули в сторону Киева. Дорогу до Винницы я знал без подсказок навигатора. Поэтому ехали легко и непринужденно, пока я не заметил на приборной доске нашего Понтиака лампочку, сигналившую нам о проблемах в коробке-автомате. Как так, я ведь проверил всю машину перед поездкой, и тут на тебе.

Мы остановились. Я начал наяривать по роумингу моему механику, тот меня успокаивать, давать указания, что делать, а что нет.  Решили ехать до Винницы и там решать нашу судьбу и судьбу Понтиака.  В городе посетили автостанцию Тойоты (Понтиак был собран на заводе Тойота в Канаде) и прибегли к помощи здешних механиков. Компьютер показал какую-то ошибку, и повозившись немного с авто, ребята сказали ехать можно, но очень осторожно. Ага, это они  нам сказали, гонщикам… ехать осторожно.  Забегая вперед,  скажу, что Понтиак проехал все наше путешествие и доехал до Кишинева без проблем, хотя лампочка загоралась почти каждый день нашего круиза.  Ребятам со станции Тойота- Винница большое спасибо и большой привет. Да и цена обслуживания несказанно порадовала…2 евро. Мне немного было неудобно переводить Ове стоимость нашего пребывания в автосервисе  - 60 гривней.  Выехав из Винницы у Никласа возникает идея найти и посетить Вервольф – знаменитую ставку Гитлера в Виннице. Так как наше путешествие предусматривает исторический аспект, а не только спидвей, мы решили воспользоваться случаем. Нашли без проблем.  Заехали, пофотографировали, посмотрели, купили несколько памятных сувениров, поехали дальше.  До Киева добрались уже к вечеру.  Проехав Киев транзитом, остановились в мотеле в Броварах.  Настало утро 17 августа и через 300 км нас ждет граница с Россией.

Позавтракав на заправочной станции, благо хороших заправок на Украине стало в последнее время все больше и больше, мы добрались до Глухова. Граница Украины с Россией. Как обычно это бывает, едешь 100км и ни одной машины, а приезжаешь на таможню, там целый строй! Откуда только они взялись. И как обычно это бывает – пересменка у таможенников. Прошел 1 час. 10 машин не двигаются. Ну думаю, сейчас начнут работать…. Тяжко, очень тяжко через  час мы таки преодолели границу Украины.  Никлас немного опешил когда я давал взятку на кофе пограничнику.  Тут такая традиция. Все просят на кофе….Приехали на Российскую сторону, а тут полный букет – плюс к 10 машинам с Украины еще около 20 машин стоят, которые еще не уехали перед пересменкой… Ребята, что я могу вам сказать. Оказывается молдавская таможня самая скоростная – 10 мин. Украина -1-2 часа. Росиия – 5!!!! часов. Это ни в какие ворота. Паспорта, писанина каких-то ненужных бумаг на машины, объяснительные и декларации.  Конечно, все это по два раза, так как никто с первого раза не пишет эти бумаги (а их было 4 штуки) без ошибок. Плюс к этому частые кофе-брейки у таможенников, жара на улице и недоумевающие взгляды моих шведских друзей…. В полной тишине мы проехали оставшиеся до Курска километры. Ове перенервничал.  Видно было, что он уже ничего не хочет и рад был бы вернуться обратно в Кишинев. Зачем такие жертвы и кому они нужны. Один день потерян на переходы границ: 1 час на Молдова-Украина и 7 часов на Украина-Россия. Моим шведским попутчикам, привыкшим ездить по странам без границ,  это понять очень трудно. Но мы доехали таки до Курска. Гостиница Центральная на Красной площади Курска. Красивое сталинское фундаментальное здание, с длинющими коридорами. С красными ковровыми дорожками, тоже немалой длины…я все думаю, как они вытаскивают эти сто метров ковра помыть или почистить… В Курске успели прикупить карту автодорог России в красивейшем Доме Книги с памятником Маяковского внутри здания. Ужин был рыбный. Четверг же… После ужина Ове оттаял и уже не вспоминал таможенные неурядицы. Мы планировали следующий день.  До Тольятти доехать было нереально. Расстояние было великовато от Курска. Решили доехать до Пензы и там уже смотреть по обстоятельствам.

Часть3. Россия бескрайняя.

18 августа. Решили выехать пораньше. Пенза нас ждала.  Дорога нормальная, только вот фур много. Обгонять тяжело. А так как мы все – гонщики... хаа,хаа, приходилось нарушать ПДД частенько.  Да и дороги узкие какие-то. Я бы понял если бы не было места расширить немного, а тут такие просторы…. Могли же укатать еще метр асфальта по сторонам полотна, для съезда фур. Но это только мои пожелания. Пенза встретила нас теплым летним вечером и вкусным ужином в ресторане гостиницы. В гостинице останавливались звезды театра и кино, о чем свидетельствовали фотографии на стенах. Я все порывался Ове Фундина повесить на стену тоже. Звезда ведь! Погуляв по центру, выпив по бокалу пива в Бакервиль Пабе, с живой музыкой и красивым интерьером, мы пришли к выводу:  что жизнь прекрасна и Пенза нам очень нравиться! Ове оттаял полностью, а Никлас был вообще всем доволен! Ну а если моим друзьям хорошо, значит и мне хорошо! Завтра нас ждет Тольятти и Гран При Челлендж!

19 августа. Позавтракав в нашем уютном отеле, рвем когти в Тольятти. Гонка вечером, но нам еще ехать полдня.  Опять узкие дороги, бесконечные ремонты на дорогах, знакомые фуры, ПДД…. Все радары наши. Мы же гонщики... Ехать меньше 110км\ч я не умею, а вот Ове и Никлас четко держат… 130-140км\час. Бывает местами и за 150 уходят. До Тольятти доехали к обеду. Посетив стадион, отправились устраиваться в Звезды Жигулей (гостинница).  Надо бы подкрепиться перед гонкой. Едем в ресторан Ликан. Красивый дворик с фонтанами и разными закоулками для отдыха.

Была суббота и в ресторане кипела жизнь:  свадьба, дни рождения, юбилеи и …группа в полосатых купальниках, тьфу, три болельщика спидвея: один молдаванин и два шведа! Вкусно отобедав: я с Ове как обычно по рыбке прошлись, Никлас по мясу, мы выдвинулись в сторону стадиона. По дороге к стадиону  с нами поравнялись дядечки, чуть моложе Ове. Услышав англицкую речь, спросили каких мы будем кровей. Когда я им представил главного босса нашей трупы, у наших попутчиков глаза вылезли из орбит….не знали как с ним поздороваться и куда поставить автограф. На стадионе нас ждали. Анне Дмитриевой и клубу Мега Лада большое спасибо за предоставленную возможность походить по всем уголкам прекрасной спортивной арены в Тольятти. Стадион впечатлил всех: и меня, и Никласа, и Ове.  Погуляли перед стадионом, я с Никласом прикупили сувениров, съели по мороженному. Ове и тут узнаваем. К нему подходят, просят автографы и сфотографироваться. Короче – звезда!  Я встречаю много знакомых по компьютерноой переписке людей. Очень приятно и рад уже невертуальному, а уже реальному знакомству со старыми друзьями. Отправляемся в закрытый парк. А тут все старые лица: Сережа Даркин, Олег Кургускин! Встречаемся с Армандо Кастанья и Торбеном Ольсеном. Первый большой босс  мирового спидвея, второй большой босс BSI - Гран При и Кубка мира, и по совместительству - сын Оле Ольсена.

Потеревшись в закрытом парке,  мы идем к ВИПам. Знакомимся с Алексеем Степановым. Удобно усаживаемся на мягкие стулья, начинаем смотреть гонку. После первой серии я с Никласом понимаем, что нам не хватает рева моторов, трибун  и запаха спидвея, спускаемся к народу…. Позже и Ове к нам присоединился. Следующая серия проходит на трибунах среди болельщиков.

Вот оно, счастье – сидеть рядом с Ове Фундиным на стадионе Мега Лады и смотреть классный спидвей! Опять пошли гулять в сторону закрытого парка. Опять автографы и фотографирование. Последнюю серию заездов уже смотрели из закрытого парка. Отличная работа польских гонцов Дудека и Павлицкого и нашего Артема Лагуты порадовала в этот вечер многотысячную аудиторию стадиона Мега Лады.

Небольшой ролик от Никласа  https://www.facebook.com/niclas.fundin.5/videos/1861790717171977/